Интерес к рапсу в России будет расти с развитием перерабатывающих предприятий
29 июн 2009, 14:55
1736
В течение последних двух лет посевные площади под рапсом в Сибирском федеральном округе РФ увеличились в 2 раза. Это свидетельствует о том, что данная культура является довольно привлекательной для производителей региона, тем более что здесь есть все возможности для расширения посевных площадей и повышения урожайности масличной. В то же время, текущий МГ был достаточно сложным для многих компаний СФО, но, несмотря на существующие трудности, они стараются не только реализовывать свои планы, но и извлечь из сложившейся ситуации определенный опыт. Об особенностях работы своего предприятия в текущем сезоне нам согласился рассказать генеральный директор ГК "ПродЭкс" (Томская обл.) Андрей Швец.
Группа компаний "ПродЭкс" объединяет в своей структуре предприятия маслоперерабатывающего комплекса и предприятия, осуществляющие хранение и подработку масличных и зерновых культур, такие как ООО "Завод "Красная Горка", ООО "Степные ключи", ООО "Зернопродукт" (ХПП).
Завод "Красная Горка" был основан в октябре 2000 года в с. Кожевниково Томской области. Получаемые при переработке масло и жмых уже хорошо себя зарекомендовали на рынке Томской области и других областей Сибирского федерального округа.
- Андрей Юрьевич, прошла большая часть 2008/09 МГ. Каким был этот период для вашего предприятия?
- Текущий сезон характеризовался целым рядом негативных тенденций, которые оказали существенное влияние на условия работы нашего предприятия. Это, в первую очередь, снижение спроса, ухудшение платежеспособности покупателей, вынужденное значительное снижение цен на выпускаемую продукцию. Безусловно, на деятельности предприятия сказалось и удорожание кредитных ресурсов, а также затрудненный доступ к ним, значительно усложнивший работу компании. Тем не менее, в этих условиях мы научились грамотно и экономно управлять финансами и ресурсами производства.
В целом, предприятие справляется с задачами, поставленными перед началом сезона, т.к. иллюзий по поводу перспектив развития данного сегмента рынка у нас не было уже в октябре 2008 года. Сравнивать же нынешний маркетинговый год с сезоном-2007/08, я думаю, было бы некорректным.
- Почему основным сырьем для переработки вашим предприятием был выбран именно рапс?
- Прежде всего, потому, что это перспективная культура. На нашем предприятии освоена переработка семян рапса в промышленных объемах с использованием современной технологии отжима на импортном оборудовании. Рапсовое масло по сравнению с другими растительными маслами с точки зрения физиологии питания человека имеет ряд преимуществ. Оно содержит все физиологически важные кислоты в оптимальном соотношении. По содержанию ненасыщенной олеиновой кислоты только оливковое масло и масло новых гибридов подсолнечника с повышенным содержанием данной жирной кислоты превосходят рапсовое масло.
- Как вы формируете рынок сбыта готовой продукции?
- Для рапсового масла актуальны три основных направления реализации: топливо (биодизель), животноводство и пищевая промышленность.
Рапсовое масло сегодня востребовано в странах Западной Европы и странах Балтии. Это обусловлено тем, что в связи с проблемами охраны окружающей среды использование рапсового масла в производстве биодизеля позволяет частично сократить потребление органических запасов природной нефти и снизить нагрузку СО2 на окружающую среду.
Выпускаемое нашей компанией рапсовое масло, которое используются для производства продуктов питания людей, а также комбикормов для молодняка сельскохозяйственных животных, проходит глубокую очистку на специальном оборудовании. Это необходимо для удаления из масла низкомолекулярных жирных кислот, альдегидов, кетонов и т.п., которые определяют запах и вкус продукции, а также для выделения из него нежелательных инородных соединений.
Кроме того, мы осуществляем реализацию и жмыха рапса.
- Планирует ли компания расширять карту продаж? Есть ли какие-либо препятствия в данном направлении?
- Мы планируем не только расширение в географическом смысле, но и популяризацию нашей продукции, особенно на рынке Сибири. Основным же препятствием для продвижения в другие регионы являются накладные расходы, т.к. транспортные расходы (РЖД) в структуре цены продукта (у потребителя) составляют до 40%. Поэтому местные рынки для нас более перспективны.
- Намерены ли вы в текущем или следующем сезоне работать с другими видами масличных (подсолнечник, соя) ?
- В настоящий момент конкретных планов в этом направлении пока нет, все будет зависеть от развития ситуации на рынках рапса и продуктов его переработки и других масличных, а также от развития экономической ситуации в стране.
У нас есть опыт работы с подсолнечником и соей, а наш завод рассчитан на переработку различного вида масличного сырья.
Умение быстро и легко адаптироваться к меняющимся реалиям является нашим основным конкурентным преимуществом.
- Какие планы у вашей компании на ближайшую перспективу?
- В ближайшее время (2-3 года) в планах нашей компании наращивание выпуска продукции, а также развитие местных рынков сбыта. Это, в свою очередь, будет способствовать увеличению спроса на рапс у местных сельхозтоваропроизводителей.
- Ваше мнение о дальнейшем развитии ситуации на российском рынке рапса и продуктов переработки.
- Прогноз прошлого года говорил о взрывном интересе к данной культуре в течение ближайших трёх лет, однако кризис внёс свои коррективы. Но все же считаю, что интерес к рапсу и продуктам переработки будет расти и в дальнейшем, одновременно способствуя развитию и повышению эффективности перерабатывающих предприятий.